Освободите Джанго!
Опубликовано пользователем LihoyCiklop
Квентин Тарантино — режиссёр не для всех. Ну, то есть, дураков поспорить с тем, что он гений, найти сложно, а вот тех, кто его творчество на дух не переносит — пруд пруди. Чуткие натуры не выдерживают чёрного юмора, кровушки и цинизма. С некоторых пор Квентин с темы криминала, которая его вывела "в люди", стал потихонечку отходить к истории. Не в том смысле, что мэтр переключился на исторические фильмы — просто фоном для сюжета становятся глобальные исторические явления. Вторая Мировая, например, или рабство в Америке.
Переход к исторической теме вызвал у некоторых личностей нездоровую истерику: дескать, убийство Гитлера американскими евреями в фильме — попытка переписать историю. Другие поспешили откреститься от "Джанго Освобождённого" с его рабовладением — нельзя, понимаете ли, глумиться над трагедией целой расы. "Я Пастернака не читал, но осуждаю!" — перед нами как раз такой случай, когда прочитать всё-таки стоило. Потому что в вопросах описания рабства Тарантино убийственно серьёзен. С маниакальной педантичностью он, словно продавец в магазине, достаёт один ужас за другим. Вот рабыню секут плетью за то, что она разбила яйца, когда несла их из курятника. Вот негров в цепях в мороз гонят босиком через половину штата. Вот, извольте видеть! — беглого травят собаками на смерть. А другую беглянку сажают в металлический ящик, стоящий на солнце. На весь день.
Но главное откровение Тарантино — это отношение белых людей к рабам, которое передать ой как не просто. Здесь это получилось. Например, эталонная сцена — люди стоят с открытыми ртами, наблюдая, как негр едет на лошади. Для них это такая же невидаль, как для нас — собака, управляющая автомобилем. Вот тут-то до зрителя и доходит, что чернокожих на самом деле воспринимают как домашний скот — что это не красивая метафора, а суровая историческая правда. Тарантино ни на секунду не романтизирует эту систему — никаких заманчивых картин, только боль, страдание и покорный ужас перед плетью в руках белого человека.
Впрочем, не все белые того времени сволочи. Попадаются и те, кто видит в неграх людей, а не многофункциональный скот. Например, Кинг Шульц, — немец, дантист и охотник за головами, которого играет блистательный Кристоф Вальц. Имея необходимость получить информацию от раба Джанго (Джейми Фокс), он не просто покупает его себе в собственность — Шульц даёт ему свободу и делает партнёром по своему бизнесу. И скоро начинает понимать, что Джанго в охоте за головами разбирается намного лучше него. Шульцу не хватает цинизма, чтобы отгораживаться от окружающего его безумия рабства. Джанго же, выросший рабом и повидавший на своём веку все возможные ужасы этой системы, напротив — всегда хладнокровен. К середине повествования самообладание Шульца даёт ощутимую трещину — он не может мириться с происходящем, но и не в силах бороться с ним. Джанго же имеет достаточно воли, чтоб закрывать глаза на чужую боль, когда это требуется. Он искуснее своего учителя и в актёрской игре, и в обращении с оружием.
Ближе к концу фильма реакция и самообладание позволяют ему стать настоящим супергероем вроде Невесты из "Убить Билла". Укладывая людей штабелями и окропляя стены литрами крови, Джанго также неуклонно двигается к своей цели, как это делала героиня Умы Турман. Цели примерно те же — спасти и отомстить. Спасти — жену, такую же свободолюбивую и дерзкую, как и он сам, а отомстить... Тут интереснее.
Злосчастную рабовладельческую систему олицетворяют два злодея — плантатор Кэлвин Кэнди в исполнении ДиКаприо и его престарелый слуга Стивен (Сэмуэль Л. Джексон). Кэнди — типичный белый угнетатель, гремучий сплав садиста и уточнённой светской натуры. Стивен — "мерзкий предатель расы", участвующий в угнетение своих братьев с особым рвение и жестокостью. Тарантино наглядно показал, что рабовладение не могло держаться только лишь на белых людях — система была стабильна именно потому, что её поддерживали обе стороны.
Одни — насилием, а другие — покорством, плавно переходящим в обожание к угнетателям. Пусть это явление по тем временам не слишком массовое, но, всё-таки, не столь же редкое, как, например, негр на лошади.
ДиКаприо сыграл не просто хорошо — гениально. В фильме есть сцена, где он эмоционально бьёт по столу рукой, рассекает её и ведёт после этого длинный диалог, словно не заметив кровоточащей раны. В фильме это просто сильный момент, но, оказывается, что кровь в кадре — НАСТОЯЩАЯ. Леонардо на самом деле рассёк руку об осколок стекла, но, не смотря на это доиграл немаленькую сцену до самого конца. Потом ему наложили несколько швов. Похоже, в кадре он вжился в образ Кэнди так же сильно, как своё время Хит Леджер сросся со своим Джокером (если помните, актёры на съёмках его натурально боялись). В принципе-то, у Тарантино никто в фильмах плохо не играет, но смотреть на противостояние героев Вальца и ДиКаприо — одно сплошное удовольствие. Сэмуэл Л. Джексон и Джейми Фокс сыграли отлично, но они более простые персонажи, и возможности развернуться у них было меньше.
Однако фильмы Тарантино, сколь бы они не были серьёзными, всегда позволяют над чем-то посмеяться. "Джанго" не стал исключением. Зал на спецпоказе буквально бился в судорогах от смеха — диалоги в фильме ни чуть не хуже, чем в "Бесславных ублюдках". И очень хорошо, что фильм шёл с субтитрами — оригинальная актёрская речь, особенно из уст Вальца, наверняка в дубляже пострадает.
Юмора в фильме примерно столько же, сколько и насилия — сравнение с "Убить Билла" вовсе не случайно. В конце нас ждёт фирменная бойня, способная украсить любой трэш-фильм. Это — тоже своеобразный юмор, шпилька в сторону малокровных и степенных вестернов, где благородные шерифы и усатые бандиты выясняют отношения после двенадцатого удара городских часов. И пусть это и вестерн со всеми характерными приёмами съёмки, вы здесь не встретите ни перекати-поля, не мексиканских бандитов. Только солнце, снег и обагрённый кровью хлопчатник.
И, разумеется, у Тарантино не пропал музыкальный вкус — с сандтрэком у фильма всё схвачено. В титрах мелькало имя Эннио Мариконе — человека, написавшего музыку к "долларовой трилогии" Серджио Леоне, то есть, по факту, в принципе создавшему типичную музыку для вестерна. Мелькало оно быстро, так что, возможно, речь идёт просто о правах на определённые композиции. Или же, всё-таки, Эннио собственноручно написал кое-что новенькое для "Джанго освобождённого" — дело это тёмное, в кинопоиске в графе "композитор" стоит прочерк.
Авторы говорят о своём творении прежде всего как об истории любви, практически как о мелодраме. На экране это совершенно не чувствуется — отношениям Джанго со своей женой отведено не так уж много времени. Правда, Тарантино подумывает о пятичасовой режиссёрской версии — вот там, вероятно, тема будет раскрыта сполна.
Итог
"Джанго Освобождённый" — жестокий, серьёзный и в то же время невероятно смешной вестерн. Тарантино в очередной раз выдрессировал актёров так, что они проживают свои пятиминутные диалоги, поставил камеры в строго необходимых местах, скомандовал "мотор" — и снова снял восхитительное кино, страшное и прекрасное одновременно. Да, фильм, конечно, не для всех, но ценители прошлых работ Квентина вроде "Бешеных псов" или "Бесславных ублюдков" разочарованным из зала уйти не должны.
Комментарии
вроде "Бешеных псов" или "Бесславных ублюдков"
Сильно извиняюсь, но в приличном обществе за расположение этих двух фильмов в одном предложении могут и сопатку подровнять.
Если первый по праву возвел Тарантину в культ, то второй откровенный середнячок, и выехал на потрясающей игре Кристофера Вальца.
мне кто-нибудь может объяснить, в чём заключается культовость Бешеных Псов?
актёрская игра? спору нет, хороша.
сценарий? ненавижу подобные пустышки, неслабо интригующие вначале и ничем в итоге не заканчивающиеся.
диалоги? весьма средние, хоть и целиком в тарантиновском "в-моих-фильмах-почти-одни-диалоги" стиле.
я понимаю, почему культовым является Чтиво. Но с чего все дрочат на Псов - для меня прям загадка.
з.ы. Ублюдки - отличная трэшня про вторую мировую, которая изначально создавалась как трэшня про вторую мировую. Собственно, лучше Тарантино никто трэшни про вторую мировую не снимал - факт)
Люди любят говорить, что "о вкусах не спорят". А сами, тысячелетиями, этим и занимаются...
Как правило они любят это говорить когда аргументов спорить уже не осталось.
ну за жизнь, и за счастливую звезду я пью...
А про С.Лероя ДЖ. еще шуток, как про нашего Куценко не ходит?... Ну да ладно. Хотел поспорить, что Тарантино не гений, а просто нормальный режиссер, но пожалуй, оглядываясь назад можно сказать что он у нас один такой, а в таком положении называть что-то нормой не с руки.
Кино про негров от Тарантино? Да, это будет сильно. Я надеюсь.
Меня порадовало лишь криминальное чтиво и четыре комнаты. Остальное, что видел не понравилось, особенно убить Билла и город грехов. Хотя наверное это скорее + для режиссера, чем минус, уметь снимать разное кино, для разных людей.
Ранние фильмы связки Тарантино+Родригес шикарны именно своей непередаваемой атмосферой, нешаблонностью, своеобразным юмором. Поздние вещи уже так не цепляют, да.
Как выше уже заметили, в "4х комнатах" Тарантино снимал лишь один сюжет из четырех, а в "Городе грехов" Квентин лишь написал диалог в машине (Клайв Оуэн и голова Бенисио Дель Торо) и все, больше никакого отношения к фильму он не имел, хотя в чем-то мог и повлиять на Роберта Родригеса.
P.S. любимые фильмы Квентина / с участинм Квентина - это "Джеки Браун" (возможно, просто удачная экранизация книги) и опять-таки "Четыре комнаты".
Обожаю Тарантино с тех самых пор, как познакомился с его творчеством (От заката до рассвета - первый из увиденных мною картин). С тех пор не пропускаю ни одного его фильма.
Но в ранг культа я его отнес после картины Бесславные ублюдки - нужно быть истинным мастером своего дела, чтобы позволить такие эксперименты.
Блин некоторые "комментаторы" порой просто убивают.... "От заката до рассвета" и "Город грехов" это фильмы Роберта Родригеса (старый добрый друган Квентина), а "4 комнаты" вообще ставили 4 режиссера, по одному на каждую комнату (Тарантино лишь один из них).
Фильм обязательно посмотрю.
Кстати, зачем столько спойлеров?
Сценарий для "От заката до рассвета" написал именно Тарантино, а не Родригес и, хоть убей, не был бы фильм таким, какой он есть сейчас даже без продюсерской роли Тарантино.
Поэтому говорю "От заката до рассвета" - подразумеваю Тарантино.
Пстц спойлеров надеюсь джанго с ублюдками придут к тебе ночью, а также человек с железными кулаками просто за компанию
чек с железными кулаками, кстати оказался УГ
готов поспорить с тем, что он гений
таких, как ты, автор заметки называет дураками.
Необъективно, честное слово, и не вежливо.
А вот попробуйте поспорить на тему гениальности Кубрика...
да плевать. я ни тарантино, ни кубрика, ни... какого-нибудь линча - гениями не считаю. обоим повезло пару раз, сняли хорошие фильмы, кр чтиво с псами и одиссею с ... не знаю с чем. сияние и оболочка у кубрика просто норм фильмы, которые норм больше благодаря джеку николсону и мужику, который играл тамошнего безумного сержанта в учебке. заводной апельсин мне не понравился. на этом собственно и все. они как близзард), повезло, сделали две крутые игры за всю жизнь, как при этом близзардов гениями можно считать? спасибо, вы как хотите, но я, стараясь судить трезво и объективно, не могу считать этих людей гениями. Вы считаете их таковыми? Слава аллаху, вам же больше достанется. Я лучше пойду пересмотрю все фильмы братьев коен.
пс: нашли на каком сайте свои рецензии выкладывать, смех. и кстати, то что квентин режиссер не для всех - просто лол. его смотрят как раз таки все, от ванильных тп, до эстетов с оттопыренным мизинчиком.
да, я тоже стремлюсь к объективности.
И привык полагать, что человеку за всю свою жизнь можно сделать лишь одну гениальную вещь, чтобы до конца жизни считаться гением.
просто... гениальность измеряется количеством людей, уверенных в чей-то гениальности! :)
зы: когда речь идёт об искусстве, говорить трезво и объективно смысла мало имеет, это же область чувств и эмоции. Вот, с наукой понятнее - гениальность измеряется мерой революционности, низким коэффициентом корреляции с другими идеями. А в искусстве - те же эмоции что сейчас, что тысячу лет назад, разве выражают по-разному...
но на эту тему можно говорить бесконечно, лично я удаляюсь из этого флуда мыслей...
Было интересно почитать. Спасибо
Хорошая рецензия, спасибо!
вчера посмотрел в оригинале , отличное кино ! всем любителям Тарантино , определенно понравится ... как всегда много крови , есть где посмеяться и много офигенных диалогов ! советую к просмотру !
Ставлю 100\100 ) суперское кино. Фаны КТ точно не будут разочарованы)
Нормальная рецензия, сойдет. Лови плюс.
Сотрел еще 2 недели назад, негров ни фига не жалко...
Фильм Сегодня посмотрел. Как по мне твердая семерка. A вот за это не люблю я Tарантино:
http://weknowmemes.com/wp-content/uploads/2013/01/human-anatomy-according-to-quentin.jpg
Все хвалят Ди Каприо, а вот мне больше игра Л. Джексона понравилась (впрочем, я и успехов Лео не умаляю)) А вообще очень люблю фильмы Тарантино, только Джеки Браун чуть хуже остальных пошла)